Основная деятельность ПМПК

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

  • Проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей в возрасте от 0 до 18 лет.
  • Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
  • Проведение обследования детей по направлению ОО, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения ПП консилиума.
  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  • Оказание образовательным учреждениям  содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  • Осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
  • Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
  • Координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий.

Категории обследуемых детей:

  • дети с нарушением слуха;
  • дети с нарушением зрения;
  • дети с задержкой речевого развития;
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с проблемами в интеллектуальном развитии;
  • дети с расстройствами аутистического спектра.

ПМПК имеет право:

  • Запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • Осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);
  • Вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

 *п.10 Положения о ПМПК приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.

 

Часто задаваемые вопросы

1.Кто является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

2. Что относится к специальным условиям?

Специальные условия обучения – это

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здания организаций (безбарьерная среда).

ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.Кому необходимы специальные условия?

Требования к специальным условиям получения начального общего образования глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми, слепыми и слабовидящими детьми, детьми с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

глухие дети (программы 1.1., 1.2., 1.3., 1.4.);
слабослышащие и позднооглохшие дети (варианты программ 2.1., 2.2., 2.3.);
слепые дети (варианты программ 3.1., 3.2., 3.3., 3.4.);
слабовидящие дети (варианты программ 4.1., 4.2., 4.3.);
дети с тяжелыми нарушениями речи (варианты программ 5.1. и 5.2.);
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (варианты программ 6.1., 6.2., 6.3, 6.4.);
дети с задержкой психического развития (варианты программ 7.1., 7.2.);
дети с нарушениями аутистического спектра (варианты программ 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.).

Требования к специальным условиям получения образования детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) установлены Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599):

дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы 1599, варианты 1 и 2.

4. В каких образовательных организациях могут быть созданы специальные условия?

Представленное родителями (законными представителями) обучающихся заключение территориальной ПМПК/Центральной ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания обучающихся.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5. Сопровождение обучающегося с ОВЗ, инвалидностью тьютером

 

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью относится:

педагогическое сопровождение реализации образовательных маршрутов;

организация образовательной среды для реализации образовательных маршрутов;

организационно-методическое обеспечение реализации образовательных маршрутов.

Рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью указываются в заключении ПМПК. Дополнение, конкретизация рекомендаций ПМПК относится к компетенции психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

6. Кому необходимо в образовательном учреждении предоставить заключение ПМПК?

Копия заключения ПМПК и заявление о создании специальных условий для получения образования обучающемуся предоставляется руководителю образовательной организации.

7.Насколько правомерно требование образовательной организации сменить место обучения ребенка после изменения образовательного маршрута ребенка (изменение образовательной программы, необходимость создания специальных образовательных условий)? 

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность и т.д.

ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

 

Реализация дополнительных программ

В ЦДО МР «Койгородский» реализуются две программы для обучающихся с инвалидностью,       с ограниченными возможностями здоровья: «БуквоГрад»,«Сверчок-1»-

  https://cdo-koig.ucoz.ru/index/socialno_gumanitarnaja_napravlennost/0-128